АНПИЛОГОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА
адвокат Адвокатской палаты города Москвы
anpilogova.lara@gmail.com
ПРОБАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.
Аннотация. В статье исследуются вопросы взаимосвязи воспитательной работы с осужденными и пробационной деятельности. Рассматривается нормативное закрепление воспитательной работы с осужденными как средства их исправления, дается понятие воспитательной и пробационной работы. Обосновывается важность воспитательных и пробационных мер для успешной борьбы с рецидивной преступностью. Сравнивая Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 года и Уголовно-исполнительный кодекс РФ, автор приходит к выводу о том, что понятие и организация воспитательной работы более удачно отражены в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 года. Автором предлагается внесение поправок в Уголовно-исполнительный кодекс РФ в части регламентации воспитательной работы с осужденными. Дается положительная оценка пробационной деятельности как эффективного инструмента не только для предупреждения рецидивной преступности, но и решения назревших социальных проблем.
Ключевые слова: пробация, воспитательная работа, рецидивная преступность, исправление, ресоциализация, социальная адаптация, социальная реабилитация, гуманизация, профилактика преступлений, меры социального характера.
PROBATION ACTIVITIES AS A DIRECTION OF EDUCATIONAL WORK AND THEIR IMPACT ON THE PREVENTION OF RECIDIVISTIC CRIMES.
Abstract. The article explores the links between educational work with convicts and probation activities. It examines the normative framework of education of convicts as a means of their correction and provides definitions of educational and probation work. The importance of educational and probation measures for the successful struggle against recidivism is sudstantiated. The article compares the 1970 Correctional Labour Code and the current Penal Enforcement Code, concluding that the concept and organization of educational work are more effectively reflected in the Correctional Labour Code. The author proposes amendments to the Penal Enforcement Code regarding the regulation of educational work with convicts. Positive evaluation is given to probational activities as an effective tool not only for prevention recidivistic crimes but also for addressing pressing social issues.
Key words: probation, educational work, recidivistic crimes, correction, resocialization, social adaptation, social rehabilitation, humanization, crime prevention, social measures.
Преступность – социальное и исторически обусловленное явление, охватывающее совокупность множества единичных преступлений, совершаемых в определенный период времени на определенной территории. Преодоление преступности – сложная и комплексная проблема, при решении которой одинаковое внимание должно уделяться как профилактике первичной преступности, так и профилактике повторной (рецидивной) преступности.
Современная российская уголовная политика в основном сориентирована на цель существенного уменьшения числа людей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, при этом не ставится цель учитывать фактическое состояние преступности.
Нельзя не признать существующий «кризис наказания», в ответ на который инициируются законопроекты о замещении уголовно-правовых запретов на административные запреты, декриминализацию ряда уголовных преступлений, реализацию уголовной ответственности в рамках досудебного производства. Таким образом, законодательная власть минимизирует репрессивную реакцию на преступность, и лишение свободы теперь не считается основной принудительной мерой противодействия преступности. Более того, растет количество сторонников, принижающих значение исправительной концепции уголовного наказания, а также отрицающих идею влияния цели исправления на поведение осужденных. Много сторонников появилось у идеи слишком затратного характера отраслей законодательства криминального цикла, а также идеи значительного снижения издержек в связи с исполнением уголовного наказания.
Между тем отказаться от наказания за преступления общество не может, поскольку в наказании содержится кара, которая отражает идею справедливого возмездия за причиненное зло.
Помимо указанной выше и предусмотренной статьей 44 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) цели наказания, заключающейся в восстановлении социальной справедливости, в этой статье названы и другие цели – исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Об этом же нам говорит и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации в статье 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ).
Понятию исправления осужденных и его основным средствам посвящена статья 9 УИК РФ, согласно которой под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Анализ статей УИК РФ позволяет сделать вывод о том, что воспитательная работа при исполнении наказаний (помимо, осужденных к смертной казни, что представляется естественным) с осужденными к штрафу, обязательным работам, аресту в отношении военнослужащих не имеет правового регулирования. При этом непонятно, почему на исправление осужденных к наказанию в виде именно ограничения свободы (которое отбывается по месту жительства осужденного) законодатель возлагает такие большие надежды, разрешая привлекать к такой работе общественность и обязывая уголовно-исполнительные инспекции оказывать всяческое содействие в трудоустройстве осужденных данной категории при отсутствии у них работы (статьи 47.1 и 54 УИК РФ).
По своей сути воспитательная работа – категория не юридическая, а психолого-педагогическая, именно поэтому в уголовно-исполнительном законодательстве она нормативно регламентирована только частично.
Воспитательная работа относится к области интересов педагогической науки – одной из самых древних из наук, в которой выделяется такое направление как исправительная (пенитенциарная) педагогика. Безусловно, исправительная педагогика имеет свои особенности, поскольку сфера ее интересов – осужденные лица, однако использует она общепедагогические методы и приемы.
Великий педагог и ученый Василий Александрович Сухомлинский говорил о том, что воспитание в широком смысле – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает, причем этот процесс характерен глубокой индивидуальностью явлений: та или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становится нейтральной во втором, абсурдной – в третьем. Воспитывает человека каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым он соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом [7, с.14].
Основоположник российской пенитенциарной педагогики Антон Семенович Макаренко считал, что в воспитании не может быть «уединенного средства». Если упустить что-либо одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия, то никакой другой задачи тоже не решить [7, с. 7].
Как уже было упомянуто выше современный УИК РФ (ст. 9) воспитательную работу выделяет как отдельное средство исправления осужденных наряду с режимом, трудом, образованием и общественным воздействием. Однако, по нашему мнению, такое разделение неоправданно, поскольку все эти средства и являются элементами воспитания. Безосновательно забытыми, с точки зрения отсутствия упоминания о них в УИК РФ, являются такие средства воспитания как правовое, физкультурно-спортивное и культурно-массовое (самодеятельные организации) воспитание, а среди задач воспитательной работы – развитие полезной инициативы осужденных.
С этой точки зрения представляется, что вопросы организации и формы воспитательной работы с осужденными в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 года были решены более гармонично и с научным предвидением.
В настоящее время законодатель и общество признают, что содержание осужденного к лишению свободы в исправительных учреждениях навряд ли исправляет и тем более перевоспитает его. Все больше сторонников появляется у идеи о том, что задача по исправлению и перевоспитанию преступника в условиях изоляции от общества труднодостижима или недостижима совсем.
Поскольку в условиях изоляции, ставя цель по приспособлению человека к жизни в обществе, вынуждены существенно ограничивать его от этого общества; желая научить его полезному и активному поведению – содержат в обстановке строгого подчинения установленным правилам и требованиям, где каждый шаг расписан; необходимость заменить в сознании человека вредные привычки полезными сталкивается с условиями криминальной среды, в которой он находится. Всё это лишь свидетельствует о сложных проблемах, решение которых кроется в учёте комплексного подхода к воспитательной и пробационной работе как социально-правовых компонентов исправительного воздействия на осуждённых.
Преступление и наказание затрагивают самые различные социальные отношения. После освобождения многие меняют место жительства, семейный статус, место работы, - для одних эти обстоятельства устраняют неблагоприятную обстановку, а для других, наоборот, создают ее.
Содержание в исправительных учреждениях не может до конца исключить передачу преступного опыта, пропаганду воровских традиций. К тому же стрессовое состояние, фрустрация, низкий социальный престиж лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы, обусловливает ослабление адаптивных способностей и приводит к неустойчивому поведению. Печально, но факт: рецидив имеет преимущественно пенитенциарную природу.
Несовершенство внутреннего законодательства, сложившаяся региональная обособленная практика решения вопросов правового регулирования социальной поддержки осужденных лиц выявило необходимость создания в Российской Федерации единой системы социальной защиты и поддержки данной категории граждан.
Итогом усилий по созданию такой единой системы стало принятие в 2023 году Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» (далее – Закон о пробации).
Под пробацией в Законе о пробации понимается совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в том числе ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита прав и законных интересов указанных лиц.
Пробационная деятельность является безусловно доказательством «взросления» нашего общества. Так, с одной стороны, наказывая оступившегося преступника путем введения в отношении него ограничения и лишения прав и свобод, оно, с другой стороны, берет на себя ответственность за ошибки в его воспитании, а потому считает необходимым организовать процесс его исправления на более качественном и соответствующем современным социально-экономическим реалиям уровне, а также активно участвовать в этом процессе: процессе успешного возвращения осужденного в социум.
Пробационная деятельность является одним из направлений воспитательной работы в ее широком смысле («по Сухомлинскому»), поскольку использует воспитательные подходы, выявляя социальные потребности осужденного в образовании, жилье, трудоустройстве, в медицинском и социальном обслуживании. Ценность пробационной работы заключается как раз в том, что она не просто вскрывает проблемы, но и помогает их решать.
Так, создающиеся в разных регионах центры пробации являются не только местом временного пристанища для освободившихся осужденных, не имеющих жилья, но они также оказывают реальное содействие им в поисках работы, оформлении документов, повышении образовательного и профессионального уровня, оказании правовой, медицинской и психологической помощи, восстановлении социальных связей, то есть способствуют повышению социального статуса осужденного для его успешной реинтеграции в общество. Тем же самым занимаются и уголовно-исполнительные инспекции в рамках исполнительной и постпенитенциарной пробации.
В юридической психологии [3, с. 307] распространенной является теория о том, что преступление совершается не благодаря ситуативным обстоятельствам, а благодаря устойчивым личностным качествам человека. Для человека с правильными моральными установками и высоким уровнем саморегуляции не может быть «преступных ситуаций». С этим трудно спорить, но эти правильные личностные качества являются результатом правильного воспитания с самого раннего детства.
Однако, возникает вопрос: что же делать с теми, кто в детстве не имел семьи, грамотного воспитателя, был окружен с колыбели нищетой, плохим примером и не имел возможности отличить добро от зла, а следовательно, вырос неспособным оценивать свои поступки с точки зрения общественной нравственности? Принять за данность то обстоятельство, что такого человека уже невозможно исправить и он для общества потерян? Ответ на этот вопрос кроется в словах великого мыслителя начала ХХ века Абая Кунанбаева: «Если бы в моих руках была власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим» [8, с.7]. Если сомневаться или вообще не верить в возможность успешного изменения человека, то зачем тогда все эти воспитательные меры и методы воздействия, которые существуют не один век?
Трудно не согласиться с В.А. Сухомлинским, который считал, что настоящее воспитание – это самовоспитание. Таким образом, задача и общества, и государства состоит в том, чтобы по возможности окружить осужденного другой, ранее незнакомой ему жизнью, дать ему возможности для интеграции в эту новую жизнь, но выбор своего дальнейшего жизненного пути, безусловно, остается за самим человеком.
Плавный переход пробационной деятельности с формы профилактики правонарушений со стороны лиц, отбывших наказание, на уровень одного из действенных способов решения существующих социальных проблем, набирающая обороты гуманизация уголовной и уголовно-исполнительной политики, активное участие социальных институтов и частных лиц в решении проблемы борьбы с преступностью, взятый курс на ее снижение безусловно принесут свои положительные результаты при условии научного осмысления выявленных проблем и разработки научно-обоснованных предложений по их решению.
Примечание: статья была написана для Сборника материалов XII Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы теории и практики уголовного закона" , проводимой ФГБОУ ВО РГУП имени В.М. Лебедева 20 ноября 2024 года; Москва 2025 год.